Проблемы реализации пенсионной реформы в современных условиях

С нового 2019 года в России начата реализация пенсионной реформы, которая, среди прочего, предполагает и весьма обсуждаемый пункт повышения пенсионного возраста. Давайте подумаем, а нужно ли «стричь всех граждан под одну гребёнку» или же существуют и иные, более сложные, но в долгосрочной перспективе более действенные варианты применения данного закона?

  1.  Давно известно, какой высокий процент оттока населения идёт из деревень и поселков в настоящее время. Факторов, влияющих на отток трудоспособного населения из сельской местности немало:
  • в сёлах и деревнях постоянная, многолетняя проблема с трудоустройством;
  • отсутствие качественного медицинского обслуживания;
  • удалённость образовательных и социальных объектов;
  • иные причины[1].

Список при желании вы можете продолжить сами. Сложности, возникающие у сельских жителей, можно перечислять долго, однако их необходимо компенсировать и постепенно снижать.

В связи с этим, я предлагаю изменить условия пенсионной реформы для работников сельского хозяйства, а именно для мужчин и женщин, достигших 60-ти и, соответственно, 55 лет. Считаю если ввести в закон поправку, которая обеспечит выход работников сельского хозяйства на пенсию раньше установленных правительством Российской Федерации сроков, то это повлечёт за собой:

  • приток населения в деревни и села;
  • освобождение рабочих мест и привлечение молодёжи в сельскохозяйственную отрасль.

Также хотел бы представить читателям для ознакомления следующий материал по данной теме, озаглавленный весьма прозрачно: «Ежегодно из сельской местности в город уезжают около 200 000 россиян»[2].

«Ежегодно из сельской местности в города уезжает около 200 тыс. россиян. Безжизненное пространство страны расширяется, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на исследование «Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России» Татьяны Нефедовой из Института географии РАН и Никиты Мкртчяна из Института демографии ВШЭ. Сельское население страны сегодня сокращается повсеместно, кроме пригородов крупных городов, пишут авторы исследования. Наиболее интенсивно этот процесс идёт на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском Севере, где сельское население сокращается на 1,5-3% ежегодно.

Вероятно, отток даже усиливается, предполагает Мкртчян, но статистика это не улавливает. Сейчас сельскими жителями числятся 37,8 млн человек (26% всего населения); на деле людей в сёлах живёт намного меньше, отмечает Нефёдова. Чаще всего из села уезжают молодые и активные — выпускники сельских школ поступают в вузы или ищут работу в городах, чтобы там и остаться. Это замкнутый круг, подчёркивают исследователи: в Нечерноземье переезд молодёжи приводит к деградации социальной среды, что ухудшает состояние сельского хозяйства и ещё сильнее выталкивает население в города. Остаются те, кому не на что купить жилье в городе, и те, кому за 40, поскольку их знания и навыки в городе особо не нужны.

От 7 до 20% трудоспособного населения сел работают не на земле — это так называемые «отходники», выезжающие за сотни и тысячи километров в большие города на работу вахтовым методом. В Центральной России, Поволжье, на Северо-Западе доля отходников выше, а в зоне притяжения Москвы — в Тульской, Калужской, Ярославской, Владимирской областях — около 30-40% трудоспособного сельского населения работает в столице и Подмосковье. На востоке страны с его разреженной сетью крупных городов это явление представлено меньше: здесь люди чаще всего уезжают из села насовсем. Причины переселения разнятся. На севере и востоке России, в нечернозёмных районах село вырождается по естественным причинам. В неблагоприятных климатических условиях совхозы и колхозы умирают и это выталкивает в города даже тех, кто, может, и хотел бы жить в деревне. На юге сельское хозяйство вышло из кризиса, но трудоёмкое животноводство вытесняется растениеводством, ему нужно меньше рабочих рук».

Не правда ли, интересный материал? Во всяком случае, актуальные цифры заставляют задуматься над процессом, превратившимся уже в систему. Что же мы можем сделать для того, чтобы повернуть поток людей вспять, заставить их обратиться к корням?

Мы прекрасно понимаем, что на селе в дополнение к основным обязанностям у каждого жителя есть и собственное хозяйство, грубо говоря, «вторая работа» и невысокие зарплаты на первой. Поэтому мы должны создавать условия, при которых каждому жителю будет выгодно трудится в сфере сельского хозяйства.

  1. Ещё одно из моих предложений заключается в следующем изменении пенсионной реформы[3] для местных жителей: обоим родителям в семье, имеющей трёх и более детей, предлагаю выходить на пенсию на два года раньше установленного законодательством общего срока при условии, что они совместно воспитывали этих детей, до достижения последними 12-тилетнего возраста.

Семьям, воспитывающим пятерых и более детей, необходимо предоставить пенсию обоим родителям по достижении ими 55 лет, при условии, что они так же воспитывали детей совместно до достижения последними 12-тилетнего возраста.

Если говорить о выборе возрастного ценза для детей именно в 12 лет, то он связан с тем, что, если родители сохранили семью именно до такого возраста ребёнка, то вероятность их развода в дальнейшем существенно снижается.

Чтобы не быть голословным, приведу статистику по рождаемости и численности населения, а также по мерам, которые принимает государство для стимулирования данных процессов.

Официальный прогноз численности населения РФ до 2035 года

На сайте ФСГС (Федеральная служба государственной статистики) есть демографический прогноз до 2035 года. Цифры в нем такие:

  1. Худший вариант: численность будет плавно снижаться, на несколько сотен тысяч в год, и в 2035 составит 137.47 млн.
  2. Нейтральный вариант: численность будет колебаться примерно на текущем уровне, с плавным снижением в течение 2020-2034 годов. В 2035 году население составит около 146 млн граждан.
  3. Оптимитичный вариант: численность будет плавно увеличиваться, в основном за счёт миграционного прироста, в среднем на полмиллиона в году. В 2035 году население составит около 157 млн граждан.

Чтобы упростить жизнь семьям с детьми и стимулировать рождаемость, в РФ принимаются такие меры финансовой поддержки как:

  1. Материнский капитал: единоразовое пособие в размере 453 тысяч (на 2018 год), которое можно потратить только на определённые покупки (это сделано для того, чтобы родители не растратили деньги на свои нужды). Программа маткапитала появилась в 2007 году, и пока работает до 2021 года. Не исключено, что её возобновят з после 2021 года, потому что несколько раз её уже продлевали.
  2. Выплаты за первенца: ежемесячная выплата, которая полагается семье, чей общий доход не дотягивает до регионального прожиточного минимума.
  3. Пособие на ребёнка до полутора лет: мера поддержки материнства.

Помимо этого, государство работает и над инфраструктурой:

  1. Решение проблемы с детсадами и яслями. По текущим прогнозам, к 2021 года все дети в возрасте от 2 месяцев до 3 лет должны иметь места без очередей и прочих проблем. Для этого во всех регионах строятся новые детсады. В общей сложности планируется создать более 700 новых объектов разной вместимости.
  2. Строительство перинатальных центров. И вынашивание ребёнка, и роды, и первые месяцы после них — требуют качественного медицинского обслуживания. Его тоже планируют решать, строя новые современные центры.

В стадии обсуждения:

  1. Дородовый сертификат: единоразовая выплата в размере 100 тысяч, которая полагается просто за то, что девушка беременеет.
  2. Пересмотр системы детских пособий. Сейчас их получают все — и малоимущие, и люди с нормальным доходом. Предлагается перераспределить средства, выделяя их только малоимущим.
  3. Льготы семьям, в которых женщины рожают до 30 лет (уже существует в некоторых регионах РФ, например, в Москве единоразовая выплата молодым родителям до 30-ти лет составляет около 80.000 рублей).

Безусловно это полезные инициативы, но их явно недостаточно.

Мы все прекрасно понимаем, что чем больше в нашей стране рождается, растёт и выходит на работу молодых людей, тем больше идет отчислений в пенсионный фонд. Однако демографический уровень у нас в стране не очень высок, соответственно, мы вынуждены прибегать к, так называемым, «непопулярным мерам»: повышению пенсионного возраста, низким пенсиям и т.д. Мы должны понимать, что никакой накопительной пенсии в нашей стране нет, не было и не может быть. Хотя бы потому, что за 65 лет в России на основании исторических данных происходили различные экономические потрясения (смена режима, войны, экономический кризис и так далее).

В продолжение темы хочу напомнить, что в воспитании ребенка участвует не только мать, но и отец, который подчас успевает работать на двух и более рабочих местах. И поэтому дискриминации по половому признаку в данном случае быть не должно. Тем более, мы знаем, что если в воспитании ребёнка как будущего достойного гражданина РФ заинтересованы оба родителя (тем более глава семьи), то и результат будет лучше. Особенно ценно, если родители воспитали троих-пятерых детей, из которых впоследствии могут вырасти выдающиеся ученые, рабочие, военные и т.д., и принести огромную пользу людям и стране в целом.

  1. Одной из задач является также остановка внешней миграции. Для этого нужно повышать уровень жизни наших граждан и сократить разрыв между бедными и богатыми. Важно также «поднимать» производство, которое изрядно пострадало в перестроечные времена, увеличивать количество предпринимателей, платить достойную зарплату специалистам. Необходимо, и создавать комфортные условия для проживания граждан, растить патриотов своей страны.

В заключение хотел бы привести некоторые цифры, которые будут полезны тем читателям, которые заинтересованы данным материалом на моём сайте, а также социальными проблемами в современной России:

  1. По состоянию на начало 2018 года, в РФ всего пребывает около 10 млн иностранных граждан. Около половины из них — находится в стране незаконно. Чаще всего иностранцы едут в Москву и Питер, затем идут Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург.
  2. Из стран ближнего зарубежья приезжает около 80% всех мигрантов (и тех, кто едет на заработки, и тех, кто переезжает в РФ на постоянное проживание). Из них около половины — азиаты (в основном граждане Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана).
  3. В 2017 году почти 258 тысяч иностранцев получили гражданство РФ. Из них 85 тысяч украинцев, 40 тысяч казахов, 29 тысяч таджиков, 25 тысяч армян, 23 тысяч узбеков, 15 тысяч молдаван, 10 тысяч азербайджанцев, 9 тысяч кыргызцев, 4 тысячи белорусов и 2.5 тысяч грузин. В 2016 году гражданство получили 265 тысяч человек, в 2015 году — 210 тысяч.

Обратная сторона медали — эмиграция, в том числе и знаменитая «утечка мозгов» (когда россияне уезжают жить и работать в другие страны на постоянное проживание). Только за 2017 год из РФ уехало около 390 тысяч человек (то есть примерно в 1.5 раз больше, чем приехало. А в сумме с 2013 по 2017 годы отток населения составил около 2 млн человек.

Основные проблемы эмиграции:

  1. Уезжает в первую очередь молодёжь: больше всего эмигрантов в возрасте от 24 до 38 лет. А это люди, которые могли повышать рождаемость, не говоря уже про другие факторы.
  2. Уезжают в основном высококвалифицированные кадры: инженеры, учёные, IT-специалисты, опытные предприниматели, медики, строители. Уезжают как состоявшиеся профессионалы, так и студенты по востребованным специальностям.
  3. Немалая часть эмигрантов имеет достаток выше среднего, и уезжая «выводит» из страны свои средства.

Из-за оттока обеспеченных и квалифицированных граждан государство получает такие проблемы как:

  • отток капитала (причём вывозится больше денег, чем госбюджет получает от приезжих: только за 2017 год из РФ было выведено около 31.3$ млрд);
  • усиливается кадровый голод по важным и узким специальностям (если найти дворника из приезжих — легко, то найти для больницы опытного хирурга, который переехал в Германию из-за высокой зарплаты — задача очень тяжёлая);
  • обостряется демографическая проблема (потому что эмигрирует молодёжь).

Если подвести краткий итог: внешняя миграция для РФ является больше проблемой, чем преимуществом. Несмотря на большой приток приезжих, страна все-таки теряет больше, чем получает — и по количеству эмигрантов, и по потерям (материальным, интеллектуальным), которые они причиняют своим отъездом. На смену специалистам с узким образованием и опытом приезжают низкоквалифицированные иностранцы, готовые работать задёшево. В долгосрочной перспективе от этого будут страдать и государство, и обычные россияне[4].

Итак, основой модернизации пенсионной реформы могут стать следующие предложения, разработанные мной и моей командой единомышленников:

  1. Обеспечение выхода работников сельского хозяйства на пенсию раньше установленных правительством Российской Федерации сроков.
  2. Обоим родителям (занятым в сельхозотрасли) в семье, имеющей трёх и более детей, предлагаю выходить на пенсию на два года раньше установленного законодательством общего срока при условии, что они совместно воспитывали этих детей, до достижения старшим из них 12-тилетнего возраста;
  3. Остановка внешней миграции. Для этого нужно повышать уровень жизни наших граждан и сократить разрыв между бедными и богатыми. Важно также «поднимать» производство, которое изрядно пострадало в перестроечные времена, увеличивать количество предпринимателей, платить достойную зарплату специалистам и т.д.

С уважением и успехов,

Михаил Стельмах


[1] «Если обратиться к данным Росстата, то видно, что в 2015 году был зафиксирован естественный прирост населения за счёт городского населения, а для сельского населения, напротив, зафиксирована убыль, причём наиболее высокая за последние 5 лет. К моменту 1 января 2016 года численность сельского населения составила около 37,89 млн человек. Что касается возрастных распределений, то доля людей в трудоспособном возрасте среди жителей села сравнительно ниже – 55% (среди жителей города – 58,3%), и, соответственно, выше доли людей моложе и старше трудоспособного возраста – 20% и 25% (среди жителей города – 17,3% и 24,4%). На 1000 жителей села трудоспособного возраста приходится 819 лиц нетрудоспособного возраста (на 1000 жителей города трудоспособного возраста – 715 лиц нетрудоспособного возраста), из которых 365 – это дети младше 15 лет и 454 – это люди старше трудоспособного возраста». Цитата из статьи “Россия -страна умирающих деревень “// ЦЭПР («Центр экономических и политических реформ»).

[2] Источник: https://www.newsru.com/finance/29mar2018/rururaldeppltn.html

[3] Соотношение пенсионеров и работоспособных граждан: 1:2.4 (то есть на 10 пенсионеров приходится 24 работающих человека). По этому показателю РФ входит в десятку худших стран. Для сравнения: в Китае он составляет 3.5 (35 работающих на 10 пенсионеров), в США — 4.4, в Уганде — 9.

Разделение по возрасту: пенсионеров — около 43 млн (по состоянию на 2016), работоспособных — 82 млн (по состоянию на 2018), детей до 15 лет включительно — около 27 млн, или 18.3% от общей численности граждан (по данным на 2017).

[4] Данные взяты из статьи Д. Иванова «Чего вы не знали о демографии России. Нас пугают вымиранием, но грядёт перенаселение и борьба за ресурсы!»// Электронный ресурс: https://reconomica.ru

Добавить комментарий