Кто должен платить за обслуживание домофона и вправе ли управляющая компания взимать с жильцов плату за установку и обслуживание домофонов и указывать ее в квитанции отдельной строкой, либо эти расходы должны входить в стоимость тарифа по содержанию и ремонту общего имущества?
«Домофон — общее имущество. По своим функциональным характеристикам домофон отвечает признакам общего имущества собственников помещений в МКД, поскольку предназначен для обслуживания более одного помещения в доме (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества). Поэтому техническое обслуживание домофона относится к услугам по содержанию общего имущества, является обязанностью УК по договору управления. Стоимость такой услуги должна учитываться при утверждении размера платы за содержание общего имущества на общем собрании собственников помещений.»
Законно ли включение платы за домофон в единый платежный документ, если нет договора?
Это грубое нарушение сразу нескольких законов. Но управляющие компании такое часто практикуют, ведь это очень удобно: сговориться с фирмой по установке домофонов и принудительно включить плату в общую платежку. Таким образом, человек попросту не в состоянии отказаться от оплаты, ведь тогда появится общая задолженность за услуги ЖКХ. — Плата за так называемое ежемесячное «Запирающее устройство» незаконна, и это доказал Кировский суд г. Красноярска. Когда мы ставим пластиковые окна, получаем чек, гарантию и потом за их открывание ничего не платим. Почему с домофоном иначе? По закону «О защите прав потребителей» право на предъявление претензий по объектам недвижимости действует в течение 5 лет, то есть у домофона в новостройке должна быть гарантия (если только сами жильцы его не сломают, и тогда его придётся чинить за деньги). Но фирмы по установке придумали хороший способ наживы — 30-50 руб. ежемесячно с квартиры кажется немного, но представьте, сколько миллионов можно собрать в городе. Есть случаи, когда управляющие компании противозаконно включают в свои квитанции домофон отдельной строкой.
«Я, как депутат от партии ЛДПР считаю, что доходы обслуживающих домофоны компаний основаны на “Всеобщей юридической безграмотности”. Думаю, этим вопросом пора заняться правоохранительным органам, чтобы ушлые бизнесмены прекратили заниматься вымогательством денег у населения.»
Совершенно очевидное незаконное обогащение, взимание денег за услугу, которую вам не оказывают. Никакого ежемесячного технического обслуживания домофоны не требуют. В Письме от 23.08.2010 N 30665-ИБ/14 Минрегион России не согласился с тем, что УК предъявляет собственникам помещений к оплате такую дополнительную услугу, как обслуживание домофона. Чиновники полагают, что «обслуживание домофона как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества и является обязанностью управляющей организации».
Таким образом, чтобы домофон был включен в тариф «содержание и текущий ремонт» и официально отнесен к общему имуществу помещений в МКД Председателю многоквартирного дома необходимо инициировать общее собрание собственников жилья и вынести данный вопрос в повестку протокола.
Если жители примут решение о не включении затрат по обслуживанию домофона «запирающее устройство» в расходы на содержание и ремонт МКД или примут решение что домофон не является общим имуществом МКД , то управляющая компания имеет право выставить плату за обслуживание домофона отдельной строкой в едином платежном документе.
Следует добавить, что между УК и специализированной компанией, осуществляющей обслуживание домофона, не входящего в состав общего имущества, на основании индивидуальных договоров с собственниками помещений в МКД, может быть заключен договор о приеме платежей в пользу такой специализированной компании. В этом случае УК имеет все законные основания выставлять в платежном документе плату за установку и обслуживание домофона отдельной строкой.
«Запирающее устройство- Домофон» — данная услуга должна обслуживаться в рамках тарифа «содержание и текущий ремонт»
На примере договора управления многоквартирным домом в г. Лобня с УК «Пик-Комфорт» находящийся в открытом доступе и у каждого Председателя МКД в п.2.5 указано, что в состав общего имущества включается автоматическая система запирающих устройств дверей подъездов многоквартирных домов, а также в п.3.1 указано, что управляющая компания обязана: п.п 3.1.3 — 9) обслуживать домофонную линию связи с квартирой. Однако многие МКД находящиеся под
управлением компании ПИК- комфорт» имеют и прямые договора со специализированными организациями обслуживающими домофон. Таким образом жители из-за своей доверчивости и неграмотности оплачивают услугу «Обслуживание домофона или Запирающее устройство» дважды. (Договор и ЕПД во вложении).